Гоголь Николай Васильевич (1.04.1809 – 4.03.1852) – человек, признанный одним из классиков русской литературы. Он подарил миру немало бессмертных произведений, среди которых «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Ревизор» и, конечно, «Мертвые души».
«Быть в этом мире и ничем не обозначить своего присутствия – это самое ужасное, мне кажется»
Детство
Николай Васильевич Гоголь появился на свет 1 апреля 1909 года в деревне Сорочинцы Полтавского уезда (ныне Украина). Он был третьим ребенком в семье, а всего у него было 11 братьев и сестер. Отец Гоголя был писателем, который сочинял пьесы для домашнего театра. Именно от него у Николая и появилась страсть к литературе и искусству, которую он пронесет через всю свою жизнь.
Однообразный крестьянский быт, который окружал Николая Васильевича все детство, потом ляжет в основу многих его произведений. Но сам Гоголь был тогда от этого не в восторге, поэтому упросил уже в 10 лет отправить его сначала в Полтаву на подготовительные курсы, а после и в Нежин, в местную Гимназию высших наук. Кстати, учился будущий писатель неважно, но умудрялся сдавать экзамены благодаря хорошей памяти.
Ему больше нравилось проводить время в компании друзей, которые также разделяли страсть к литературе. Они даже затеяли выпуск своего рукописного журнала. И Гоголь принимал в его составлении самое непосредственное участие. Это были его первые работы, и что интересно – в стихах. Самое известное произведение того времени – сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан».
Первый опыт
После окончания учебы в 1828 году Гоголь перебрался в Санкт-Петербург. О том, чтобы серьезно заниматься литературой, он тогда не думал. Мечтал стать актером театра, но провалился на этом поприще. Чтобы на что-то жить, поступил на государственную службу, но очень скоро работа чиновника стало ему невыносима.
И тогда он стал писать, чтобы как-то скрасить свое неинтересное существование. Чаще всего он описывал родной край, какие-то нюансы крестьянского быта, знакомые ему с детства традиции. Эти наброски в последствие станут основой его известного произведения – «Вечера на хуторе близ Диканьки».
А после судьба свела его с известным критиком и поэтом Петром Плетневым. Тот сначала помог Николаю Васильевичу с работой, устроил его учителем в Патриотический институт. А потом случилась самая судьбоносная встреча в жизни Гоголя – Плетнев познакомил его с Пушкиным. Александр Сергеевич к тому времени был уже очень известен и влиятелен. И все, кто оказывались под его покровительством, считались главными литераторами страны. Одним из них и стал Гоголь.
Расцвет творчества
Начиная с 1832 года, Гоголь входит в самую бурную пору своего творчества. Из-под его пера выходит одно произведение за другим. И каждое принимается на «ура» коллегами, критиками и читателями. Он написал «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
В 1834 году Гоголь задумал написать «Ревизора». Это были только наброски будущего шедевра, над которыми Николай Васильевич работал очень тщательно, продумывая каждый поворот сюжета. Интересно, что саму идею произведения, как и потом «Мертвых душ», писателю подсказал все тот же Пушкин. Но это была именно что только идея, литературное воплощение ее – это полностью заслуга Гоголя.
Над «Ревизором» Николай Васильевич трудился более двух лет. Сначала появилась печатная копия, а после пьесу решено было поставить в театре. Правда, ее изначально забраковала цензура, но спектакль все-таки разрешили после того, как свое согласие на это дал сам император Николай. Эффект был потрясающим. Общество буквально раскололось на две части. Одни рукоплескали тому, насколько автор смог точно и неприкрыто показать русскую действительность. Другие утверждали, что Гоголь вытащил на свет все самое плохое, что было в современном обществе, и расценивали это как «литературный демарш». Но самого Гоголя это горячее противостояние не заботило. Ему было достаточно, что произведение высоко оценили его коллеги из «пушкинского круга».
Венец творения
Произведением, которое в полной мере соответствует этому понятию, стали «Мертвые души». Чтобы написать его, Николай Васильевич уехал за границу. Он много путешествовал по Германии, Швейцарии, но наибольшее вдохновение нашел в Риме. Кстати, именно там он смог закончить еще одну свою знаменитую повесть – «Шинель».
На написание «Мертвых душ» у Гоголя ушло почти 6 лет. Первый том в печатном варианте был представлен общественности в 1841 году. И опять ему пришлось пройти через жернова цензуры. Книгу хотели вовсе запретить, но благодаря вмешательству влиятельных знакомых Гоголя, ее все-таки допустили в тираж, хотя и с небольшими правками.
Всего Гоголь задумывал три тома «Мертвых душ». Как он сам себе представлял, это были «Ад», «Чистилище» и «Рай», через которые должны были пройти главные герои книги. Но работа не заладилась уже над второй частью. Николай Васильевич снова уехал в Рим, написал несколько глав, но в 1845 году он безжалостно сжег рукопись.
Смерть
Гоголь не оставил попыток написать продолжение «Мертвых душ». Новый вариант тома был готов в 1852 году. И единственным человеком, кто его прочитал, стал протоирей Матфей, мнение которого хотел выслушать Николай Васильевич. Но тот раскритиковал произведение, назвав книгу даже «вредной». И эта рукопись последовала вслед за первой, то есть в печку.
Литературные неудачи сильно подкосили здоровье Гоголя. Да к тому же в то время он ревностно соблюдал пост, что еще больше ослабило организм. Друзья, видя, что Николай Васильевич умирает, собрали консилиум врачей. Те попытались спасти писателя, но было уже поздно. 2 марта Николай Васильевич Гоголь впал в беспамятство, а на утро следующего дня умер.
Его похоронили на кладбище Данилова монастыря в Москве. Но в 1930 году храм был закрыт, и останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище, где они покоятся и по сей день.
Популярные сказки: