Шварц Евгений Львович (21.10.1896 – 15.01.1958). Славу этот писатель приобрёл именно как сказочник. Причём не только детский. Так вышло, что его пьесы для взрослых в сказочном антураже поднимали такие вопросы и говорили о таком, что произведения Евгения Шварца до сих пор входят составной частью в код современного культурного человека.
Вместо точек только строчки
В 8 лет Женя мечтал стать писателем. Он начал писать книги. Точнее, играть в то, что их пишет: проводил на листах бумаги волнистые линии. Только уже много лет спустя у него хватило знаний, желания, жизненного опыта, смелости и терпения писать по-настоящему.
А пока на дворе был 1904 года, ставший родным уездный город Майкоп (родился Шварц в Казани), в котором отец Лев Борисович (Беркович) – еврей по происхождению – работал врачом в городской больнице и женской гимназии, а рядом мама Мария Фёдоровна, которую тоже можно было считать медиком, так как она окончила акушерские курсы.
Учился Женя плохо. Потому что всё время витал в облаках. Он раздражал этим учителей и огорчал родителей, которые однажды решили, что ничего из их сына путного не выйдет и предоставили его самому себе.
Через «Ледяной поток»
Однако за фасадом фантазёра скрывался совсем не дурачок. Не зря же у Евгения Шварца получилось поступить на юридический факультет Московский университет, даже несмотря на еврейское происхождение. Вот, правда, ум этот сосредотачивался только на том, что ему было интересно. Поэтому деньги, которые ему присылали в Москву родители, он тратил на походы в театры и цирк. Вот это его по-настоящему интересовало.
Но деньги небогатых родителей не бесконечны. Пришлось возвращаться в Майкоп, а тут до него добралась Первая мировая. В 1916 году младшего Шварца призвали в армию, и как студента снова отправили в Москву, но в военное училище, которое он окончил в звании прапорщика.
На фронте побывать не успел, а когда вернулся домой, то грянула Гражданская. Поддавшись патриотическим лозунгам, вступил в Добровольческую армию, воевал с Красной Армией. Участвовал в «Ледяном походе», во время которого получил такую контузию, что ощущал её до самой смерти, так как она мешала писать: дрожали руки.
Подступы к театру и писательству
Ранение, как ни странно, открыло новые возможности. От контузии Шварц лечился в Ростове-на-Дону, там же его демобилизовали, и Евгений поступил на учёбу в местный университет, а так же начал пробовать себя в том, в чём давно хотел попробовать – быть актёром. В этом ему помогла самодеятельная «Театральная мастерская», где он быстро понял, что он и его жена армянка Гаянэ Халайджиева (на сцене – Холодова) актёрскими талантами обделены. Но что делать, если театр манит, а ничего другого здоровье не позволяет? Театр, в котором работал Шварц, был фактически полностью мобилизован в Красную армию, когда она пришла в Ростов. Правда, именно как актёры.
После окончания гражданской войны театральная труппа подалась на удачу в Петроград. Именно здесь он попробовал заниматься литературным творчеством, параллельно работая и продавцом в книжном магазине, и докером в порту, и сценаристом для балаганных представлений… Так он познакомился со знаменитым поэтом, основоположником советской поэзии для детей Корнеем Чуковским, у которого был секретарём. В Петрограде же Шварц обзавёлся множеством друзей и знакомств.
Секретарь и редактор
В 1923 году друзья-знакомцы зазвали Шварца в Донецк в газету «Всероссийскую кочегарка», где он начал работать секретарём. Однако именно здесь Евгений активно взялся за перо, превращая под псевдонимом Щур, письма читателей с житейскими историями в занимательные рассказы.
По возвращении в Ленинград стал работать секретарём одноимённого литературного журнала, затем в детском издательстве «Радуга», а дальше – шесть лет под началом ещё одной легенды советской детской литературы – Самуила Маршака – не просто занимал место в детском отделе Госиздата.
Всё лучшее детям
Самостоятельный литературный путь, набравшийся опыта Шварц, начал с детских журналов «Воробей», а в особенности со знаменитых «Ёж» и «Чиж». В «Воробье» вышел первый рассказа Шварца «Рассказ старой балалайки», а дальше… было много чего. В основе сказок и рассказов писателя не только реализм, но и волшебство, которое не меняет сути дела. Потому оно и выглядит у Шварца пусть и скрытым, но весьма обыденным. Нужно всегда быть достойным, хорошим, добрым, честным человеком, а с волшебством тем более. «Сказка о потёрянном времени», «Рассеянный волшебник», «Два брата», «Первоклассница»… Все они об этом.
В 1930 году Евгений Львович поменял собственную жизнь. Внешнее это выразилось в разводе с Холодовой и женитьбе на Екатерине Зильбер.
Шварц стал не только известным писателем, но и драматургом, и сценаристом. Зная театр изнутри, он пьесы делал такие, что не требовали адаптации. Сами театральные произведения нельзя было отнести полностью к реализму, но и волшебное в них носило бытовой, обыденный характер. Одно название знаменитой экранизированной пьесы Шварца «Обыкновенное чудо» чего стоит. Он один из первых в СССР адаптировал знаменитые сказки западных писателей и собирателей к советской сцене.
Стоял писатель и у истоков детского советского кино. Лучшими из снятых по сценарию Шварца фильмы стали «Первоклассница», знаменитая «Золушка» и «Айболит» 1938 года.
Кесарю кесарево
Евгений Шварц никогда не высказывался публично о советской власти. В своём творчестве он концентрировался на обычных человеческих чувствах, а в детских произведениях делал акцент на воспитании хорошего во всех смыслах человека. «Пишу всё, кроме доносов», - говаривал Шварц. Однако душа писателя, потерявшая в горнилах репрессий немало друзей, среди которых были поэты Николай Гумилёв и Николай Заболоцкий, болела и иногда выдавала на-гора пьесы-притчи, в которых иносказательно осуждалась окружавшая писателя действительность. Таковыми были «Тень» и «Дракон», запрещенные сразу же после премьеры.
Тем не менее советская власть признала достижения писателя: в 1956 году он получил Орден Трудового Красного знамени.
Умер Евгений Шварц в Ленинграде после серии инфарктов на 62-м году жизни. Но его голос, заставляющий задуматься не только детей, но и взрослых, звучит и сейчас. Ведь Тень и Дракон, увы, никуда не делись.