Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)
Его сложно назвать великим писателем. В первую очередь, наверное, потому что жизнь его была коротка. Многого он просто не успел, но всё равно оставил особый след в русской литературе. Произведения Гаршина не спутаешь ни с какими другими.
Писатель дворянского рода
Гаршин – потомок дворянского рода, корни которого уходят в далёкую старину. Отец его, Михаил Егорович, был кавалерийским офицером, а мать – Екатерина Степановна – дочерью морского офицера. Поэтому армейская тема в семье была не из последних. Впрочем, Екатерина Семёновна была активной сторонницей женского образования и отчасти суфражисткой. До появления этого женского движения было более чем полвека, но мать будущего писателя Гаршина точно бы оказалось в его рядах. Она активно интересовалась политикой (даже больше чем муж), читала серьёзную литературу, знала французский и немецкий языки.
Именно от матери, а также своего учителя Петра Завадского – видного общественного деятеля, выступавшего за свержение самодержавия в России – Сева и получил литературную «заразу».
В Петербург
Когда Всеволоду было семь лет его мать сбежала с Завадским из имения Гаршиных на Украине от законного мужа в Санкт-Петербург, что стало ударом для мальчика, но через два года она выписала сына к себе.
В столице России Гаршин и получил образование, закончив Первое реальное училище. Затем был горный институт, но очередная начавшаяся война с Турцией сподвигла Всеволода отправиться на юг в ранге унтер-офицера. В боях он был серьёзно ранен в ногу, повышен до прапорщика и комиссован.
«Четырёхдневный герой»
Знаменитым Всеволод Гаршин стал мгновенно. Первый же его рассказ «Четыре дня» (1874), опубликованный в журнале «Отечественные записки», сделал имя Гаршина популярным. Автор рассказа изложил своё видение войны и поделился личным опытом во время боевых действий с Турцией.
«Война – это бессмысленная мерзость». С таким же лейтмотивом вышли ещё несколько военных рассказов.
Отличительной чертой писательского стиля Гаршина была краткость и чёткость выражения мысли. Поэтому практически все его произведения имеют небольшой объём. Этого мастера малой формы де-факто своим учителем считал великий русский писатель Антон Чехов.
Вторым рассказом, обеспечившим литературное бессмертие автора, стал рассказ «Красный цветок», в котором главный герой – пациент сумасшедшего дома, считает, что растущий во дворе больницы цветок является сосредоточием всего вселенского зла, и если его уничтожить, то исчезнет и зло.
В моральном плане Всеволод Гаршин был пессимистом. Большинство его произведений заканчивается показом тщетности усилий улучшить мир и даже вреда от них.
Этой же философией и попытками выйти за пределы этого скорбного круга, пронизаны были бытовые очерки писателя, публиковавшиеся в петербургских журналах.
Грустные сказки
Из-под пера Гаршина вышли шестнадцать произведений малой формы, которые называются сказками. Не все они предназначены исключительно детям. Тем более, что никакого «сюсюкания» с подрастающим поколением в текстах нет. Многие сказки носят иносказательный и поучительный характер даже для взрослых. Например, знаменитая «Attalea princeps», повествующая о тропической пальме, которая рвалась на свободу, сломала крышу оранжереи, но погибла от холода. Или ещё более известная «Лягушка-путешественница» о лягушке, придумавшей способ путешествовать на перелётных утках, но в итоге перелетевшей только из одного болота в другое.
Полны грустного юмора и трагедии положений другие сказки Гаршина. Например, «Сигнал», «Сказание о гордом Агее» и «О том, чего не было». При этом они полны правды жизни, поэтому не обещают юному читателю счастья и гор золота.
Полёт в лестничный пролёт
В 1884 году Всеволод Гаршин впервые испытал приступ, скорее всего, шизофрении, которую, похоже, унаследовал от отца. Психическая болезнь остро давала о себе знать весной и осенью, но состояния болезненного безумия становились всё длиннее.
После четырёх лет борьбы с болезнью, весной 1888 года Гаршин, видимо, решив, что его усилия тщетны, вышел из своей квартиры и бросился в лестничный пролёт.