Владимир Иванович Даль получил мировую известность благодаря созданию «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако, этим его заслуги далеко не ограничиваются.
Детство
Владимир Иванович Даль появился на свет 10 ноября 1801 года в Лугани. Отца мальчика, датчанина по происхождению, звали Иоганн Христиан Даль. Позже он принял имя Иван и женился на девушке из обрусевшего семейства бюргеров и французских гугенотов – Марии Фрейтаг. Иван Даль служил врачом, знал восемь языков, был интеллигентным и образованный человеком. Мать владела в совершенстве пятью языками, имела широкий круг интересов, от занятий музыкой до чтения книг. Маленький Владимир унаследовал от родителей любовь к чтению и широкий круг интересов.
Отрочество
В 1814 году в возрасте тринадцати лет Владимира вместе с братом Карлом родители определили на учебу в Петербург в Морской кадетский корпус. Будучи уже в зрелом возрасте, впоследствии Владимир Даль признается, что «замертво прибил» там время, а «в памяти остались только розги». Впрочем, это вовсе не помешало ему блестяще закончить корпус: более, чем из 80 выпускников он имел рейтинг «12 место по успеваемости».
Юность. Начало создания словаря живого великорусского языка
В 1819 году Даль был определен на Черноморский флот в качестве мичмана. Прибывая до нового места назначения, Владимир по пути услышал от ямщика незнакомое слово – «замолаживать». Выяснив его значение, он, недолго думая, тут же записал в свой походный блокнот: «Замолаживать – клониться к ненастью, обложиться тучами». Именно эта первая запись положила начало легендарному словарю живого разговорного языка.
В 1825 году Владимир Даль увольняется с флота и поступает на факультет врачебного дела в Дерптском университете. Перед тем, как отбыть на русско-турецкую войну 1828 года, Даль успел досрочно защитить диссертацию доктора медицины.
Голод, холод, изнуряющая лихорадка, эпидемии холеры и чумы – таково было положение дел в действующей армии. «Половина врачей вымерла… один аптекарь на весь госпиталь», – так напишет через годы Владимир об этом страшном времени. Но именно в такое тяжелое время блокнот живого разговорного языка активно пополнялся. Это хобби стало своего рода отдушиной для молодого врача, отвлечением от повседневных военных тягот.
После окончания войны Владимир Даль был направлен вместе с полком для подавления восстания, где ему пришлось принять полномочия инженера для строительства переправы через Вислу. Не было соответствующих специалистов, и Владимиру пришлось взять инициативу на себя. Узнав о факте такого своеволия, начальство попыталось наказать лекаря, однако, об этой истории узнал сам император Николай I. Он был приятно удивлен отвагой инициативного врача и пожаловал ему Владимирский крест с бантом.
«Сказочный» период в творчестве
К 1832 году Владимир Иванович Даль уже занимал должность ординатора в военном госпитале Петербурга. Он по-прежнему активно вел записи по созданию словаря, изучал русский фольклор и культуру. Даль попробовал себя в новом виде творчества, начав писать сказки, стилизованные на русский народный манер. В 1832 году был выпущен сборник сказок Даля под псевдонимом «казак Владимир Луганский». Книга пришлась не по вкусу цезуре, и писателя арестовали. Благодаря ходатайству В.А. Жуковского все обошлось, однако, писатель попал в список опальных авторов и долго не мог печататься. Интересно, что сказки не понравились критику В.Г. Белинскому, а вот А.С. Пушкин сразу же разглядел талант автора и пришел в совершенный восторг.
Зрелые годы
К 1833 году Даль уже стал известным глазным хирургом и писателем. Внезапно он решил уехать из столицы в Оренбург, приняв предложение устроиться в должности чиновника особых поручений при губернаторе. В этом же году он составил компанию Пушкину в путешествии по Южному Уралу. Он помогал собирать исторические материалы, ставшие основой пушкинских произведений «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка».
Ровно через три года случится последняя их встреча, когда Даль придет к смертельно раненому на дуэли Пушкину и останется с ним до его кончины. Он составит подробные записки о последних часах жизни поэта, где мастерски проявит не только писательский талант, но и врачебное искусство.
В Оренбургский период жизни Даль много путешествует, записывает башкирские, калмыцкие, казахские, черемисские сказки, пословицы и поговорки, интересные обычаи кочевых народов. Даль смог учредить кружок научного общества, воспользовавшись губернаторской поддержкой, создал и возглавил в Оренбурге один из первых провинциальных музеев России.
В 1839 году Даль отправился в Хивинский поход, где помимо прямых обязанностей при губернаторе, он занимался сбором географических и этнографических сведений о Средней Азии. Талантливый медик изобрел подвесную койку для перевозки на верблюдах тяжелораненых, а за научные статьи в области медицины удостоился звания «член-корреспондент Академии наук».
В 1845 году Даль служил в Петербурге в качестве учредителя Русского географического общества. Он был чиновником по особо важным поручениям, а также секретарем при министре.
Через четыре года, по собственной воле, Даль покидает пост «министерской правой руки» и переезжает в Нижний Новгород на должность управляющего удельной конторы. Служба подразумевала ежедневный прием государственных крестьян, постоянные поездки. Даль с удовольствием общался с народом, записывал все новые слова, продолжая дело всей жизни.
Отставка и последние годы жизни
В 1859 году Даль отправился в отставку и вместе с семьей переехал в Москву. Он начал готовить к выпуску словарь, собирать средства и делать последние поправки.
Словарь увидел свет в 1861 году, выходя в публикацию несколькими частями. Всего в его состав вошло около двухсот тысяч слов и более тридцати русских пословиц, ярко передающие быт и нравы русского народа прошлых веков. Владимир Даль не претендовал на звание ученого-лингвиста, сам он себя скромно называл лишь любителем-собирателем.
Умер Владимир Иванович Даль 4 октября 1872 года. До самых последних дней он упорно работал: вносил в словарь многочисленные поправки и записывал новые слова.