Паустовский Константин Георгиевич (31.05.1892 – 14.07.1968). Если посмотреть на место рождения и место смерти этого незаслуженно подзабытого сейчас писателя, то можно подумать, что он всю жизнь провёл за письменным столом в уютной Москве. На самом деле он побывал в таком количестве мест России и бывшего Советского Союза, что у и большинство современных москвичей не посетило.
«Я хотел всё знать, всё увидеть, везде побывать, обо всём рассказать», - так однажды обозначил первопричину начала писательского пути сам Константин Георгиевич.
Место в истории
В анналы русской литературы Паустовский вошёл как великий пейзажист. Ни раньше, ни позже никто так виртуозно не описывал в прозе природу. Он один из немногих кто использовал для этого все возможности современного ему русского языка. И хотя студенты первых курсов филфаков до сих пор клянут его за сложный, авторский синтаксис предложений, который часто становится камнем преткновения в вузовских диктантах, Паустовский - не только культурное, литературное, но языковое явление. Недаром автор четыре года подряд (1965-1968) был в лонг-листах Нобелевской премии по литературе.
Паустовский не был фантазёром. Основной инструмент его работы – реализм. Порой сугубо социалистический, но «фишкой» писателя было способность за прозой жизни увидеть светлое, сказочное, необычное, одухотворяющее и положительное. Потому многие критики и исследователи литературы относят Паустовского к лагерю романтиков, а не реалистов.
Писатель, имевший большой опыт журналисткой работы, отлично чувствовал аудиторию, для которой писал. Поэтому когда необходимо он мог «опуститься на колени» перед ребёнком-читателем, но не сюсюкать с ним на «бейсике», а доступным языком рассказывать важное. Потому многие произведения писателя, предназначенные для детей, уже в 1960-е годы вошли в школьную программу и как обязательные к прочтению, так и как рекомендованные.
Сказки в творчестве Паустовского
Паустовский не писал сказок в узком значении этого слова. Голое фантазёрство и оторванное от реальности волшебство были ему чужды. Главные герои его историй для детей, собственно дети и их родители, которые через живые примеры узнают жизнь и становятся лучше, человечнее. Даже животные в его бытовых сказках – это скорее слепки человеческих характеров и жизненных ситуаций.
Несмотря на то, что коротких детских рассказов Константин Георгиевич написал несколько десятков, они никогда не выходили отдельным изданием. Все они разбросаны во времени и по разным сборникам, а также литературным журналам и газетам, но нашем сайте их легко прочитать в одном месте и только их.
Кстати, некоторое количество сказок и рассказов Паустовского было экранизировано в виде мультфильмов и короткометражек.
Жизненный и творческий путь
Паустовский родился в семье украинца, железнодорожного мелкого чиновника Григория Паустовского, родословная которого восходит к гетману Сагайдачному. Бабушка писателя по матери Марии Григорьевны – польская шляхтянка Викентия Ивановна Высочанская, болевшая за польскую независимость. Однако, похоже, что не они дали первый толчок к писательскому ремеслу.
С 6 лет Костя жил в Киеве, где тесно общался с дедом по отцу Максимом – участником одной из русско-турецких войн, казаком, чумаком, который бывал на Балканах и в Турции, привезшего домой жену-турчанку. Именно он, умевший рассказать много интересного, поразил впечатлительного внука.
Начал Константин писать ещё будучи учеником Первой киевской классической гимназии, но не решался обнародовать своё творчество. В 1908 году его родители расстались, и ему пришлось продолжать учёбу в Брянске у родственников матери.
В 1909 году Паустовский, несмотря на сопротивление мамы, вернулся в Киев к отцу. Именно там, в местных журналах и вышли его первые рассказы «На воде» и «Четверо». Там начал журналистскую работу и поступил в Императорский университет. Итого в Киеве Паустовский провёл более 20 лет, а потому сам считал, что сформировался как писатель на Украине.
Гладкое течение жизни прервала Первая мировая война. Пришлось возвращаться в Москву к матери. Перевод в Московский университет ничего не дал. Учёбу пришлось оставить по финансовым причинами и пойти работать. Кондуктор, трамвайный вожатый, санитар… В качестве полевого санитара побывал на фронте, где погибли два его брата – Борис и Вадим. Затем был разнорабочим на металлургических заводах, рыбаком на Азовском море, снова репортёром в Москве.
Во время Гражданской войны с матерью и сестрой Галиной перебрался в Киев. Казалось, там будет спокойнее, но в 1918 году его призвали в украинские части под командованием гетмана независимой Украины Скоропадского, а затем в Красную Армию.
После Гражданской жил и работал во многих городах юга России и Украины, Крыма и Закавказья. Главным образом это была работа журналиста.
В 1923 году вернулся в Москву и наконец дописал свой первый роман, который начал ещё до Первой мировой. Произведение носило знаковое для Паустовского название – «Романтики».
С 1930 года Паустовский – один из лучших корреспондентов одной из главных газет СССР «Правды». Именно в командировках по редакционным заданиям он побывал в разных уголках страны – от Карелии до Алтая, и от Новгорода Великого до Астрахани.
В 1931 году после выхода в свет повести «Кара-Бугаз», сделавшей его широко известным, стал профессиональным писателем.
В 1939 году реалистично-романтические произведения писателя о жизни человека труда в СССР советская власть оценила Орденом Трудового Красного Знамени. В 1962-м Паустовской получил второе «Знамя», а в 1967-м – орден Ленина.
В 1941 году он с первых месяцев войны и до августа на Южном фронте в качестве военного корреспондента. В августе его оставили в Москве в аппарате ТАСС, а затем вместе с труппой театра МХАТ как сценариста отправили в эвакуацию в Алма-Ату.
В 1950-х годах он уже стал авторитетом в писательском мире. Возглавлял кафедру в Литературном институте, получил возможность ездить на писательские конференции по Европе, но жил в Москве и в полюбившейся тихой Тарусе.
Главным же произведением в творчестве Паустовского считается цикл «Повесть о жизни», который составляют шесть романов. Они писались с 1945 по 1963 годы и являются автобиографическими.
Умер от инфаркта и похоронен в Тарусе. После смерти уже во времена новой России был награждён боевыми наградами – медалью за «Оборону Одессы», медалью «За отвагу» и юбилейной «65 лет победы в ВОВ».