Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
Тургенев, несмотря на неоднозначность оценок его личности современниками, один из столпов русской литературы. Сложно представить даже современную словесность, если бы в её истории не было Тургенева. Поэт, драматург, критик, публицист, переводчик, общественный деятель... Он сделал для литературы России так много, что его почитают и читают до сих пор даже на Западе, считая не только великим русским писателем, но и великим европейским.
Барчук из Спасского-Лутовинова
Родился будущий литератор в богатой помещичьей (по матери) и древней дворянской (по отцу) семье. Отец Ивана Сергей Николаевич женился на матери Варваре Петровне Лутовиновой скорее не из любви, а от безысходности. Некогда богатое наследие Тургеневых Сергей Николаевич просадил в гусарских кутежах, а потому предложение от богатой (5000 тысяч душ) невесты было почти спасением. Однако брак продлился фактически всего 14 лет. Отец будущего писателя покинул семью, когда его среднему сыну Ивану исполнилось 12 лет.
Поэтому его воспитанием целиком и полностью занималась мать. Варвара Петровна была строгой женщиной, впитавшей в себя всё, что породило собой существование замешанного на крепостничестве дворянства. Деспотизм, телесные наказания, ор и подзатыльники – привычное дело в детстве Ивана и его старшего брата Николая, избравшего позже карьеру военного.
Однако при этом Варвара Петровна считала себя женщиной образованной и утончённой. Мать и сыновья разговаривали только на французском языке. Она никогда не жалела денег на дорогих гувернёров для детей и лучшие книги. Так что домашнее образование Иван и Николай получили приличное.
Однако типичного барчука из Ивана не вышло. С детства насмотревшись на реалии, царившие в родном Спасском-Лутовинове, он своим главным и врагом своей родины назвал крепостное право.
А сначала он был поэтом
Именно им начал литературную деятельность, учась историко-филологических факультетах Московского и Петербургского университетов. Дебютировал Тургенев в 1838 году стихотворениями «Вечер» и «Венере Мицейской» в журнале «Современник». Однако по окончании университета его больше прельщала карьера учёного-филолога, и он продолжил учёбу в Берлинском университете, где помимо филологии, погрузился ещё и в немецкую философии, став убеждённым «западником».
Во время учёбы он не бросал занятия поэзией и постепенно оброс знакомствами с самыми видными литераторами, включая Пушкина, Жуковского, Белинского, Фета и Лермонтова.
В 1842 году в Петербургском университете он получил степень магистра греческой и латинской филологии и... остыл к научной работе.
А на следующий год Тургенев написал самое известное своё стихотворение, которое многие слышали, но столь же многие не знают, что автор его – писатель-прозаик. Речь идёт о тексте будущего романса «Утро туманное».
Во время кризиса в поисках жизненного пути Иван Сергеевич несколько лет успел поработать в Министерстве иностранных дел.
«Охотник» в «Современнике» и Париже
В 1847 году произошло второе литературное рождение Тургенева. Активный сотрудник журнала «Современник» Иван Сергеевич начал писать для его страниц рассказы из цикла «Записки охотника». В них писатель объединил важные для себя вещи – страстную любовь к охоте, родным местам и желанием бороться с крепостным правом. С первого же рассказа Тургенев стал знаменитым, а заодно и попал в списки неблагонадёжных.
В том же году Тургенев уехал в Париж, а на следующий год был свидетелем кровавых событий в революционной столице Франции и навсегда отвратился от идеи силового изменения социального устройства общества, даже если оно в корне несправедливо.
Эти же и ближайшие годы стали годами драматурга Тургенева. «Нахлебник», «Провинциалка», «Холостяк», «Месяц в деревне»... Эти пьесы пользовались популярностью у зрителей. Однако в России он стал подвергаться гонениям и потому большую часть времени жил за границей. Преимущественно во Франции.
В 1850 году умерла матушка, и он стал полноправным владельцем части семейных владений. В 1852 году умер Гоголь, и Тургенев разразился на страницах «Московского вестника» таким некрологом, после которого дерзкого писателя власти сделали на два года не выездным из родного имения.
Работа в ссылке
Именно эти два года позволили Тургеневу накопить писательский потенциал, который позже вылился теперь в классические произведения: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Каждое из них, вызывало дискуссии в обществе, хотя сам писатель жил преимущественно за границей.
Много статей было им написано (переписка с Герценом) в период подготовки Крестьянской реформы (отмены крепостного права) 1861 года. В какой-то момент правоохранительные органы Российской империи зачислили Тургенева во враги. В 1864 году писатель счёл нужным специально приехать в Россию на сенатский допрос (хотя не обязан был этого делать), чтобы снять с себя все подозрения в подрыве государственного строя.
Франция до конца
И всё же по факту Тургенев стал больше французом, чем россиянином. Он превратился в голос русской литературы на Западе, пропагандировал её переводами, вёл переписку со всеми известными писателями того времени. В 1874 году парижские обеды пяти писателей – Тургенева, Эдмона, Флобера, Золя, Гонкура и Доде – стали культурным явлением, на которые собирались даже представители газет и журналов, чтобы записать размышления о культуре, литературе, обществе и политике.
Тургенев не забывал Россию, но его романы «из-за границы» «Дым» и «Новь» были не поняты в родной стране.
Последней жемчужиной творчества Ивана Сергеевича стали «Стихотворения в прозе». Особенно составляющие их «Деревня» и «Русский язык».
Умер великий писатель от стенокардии и, вероятно, костного рака в Буживале под Парижем. Похоронен он был с почестями, которых, наверное, не удостоился бы на Родине. Однако вычеркнуть Тургенева из русской литературы невозможно.
Тургенев для юношества
Иван Сергеевич никогда не ставил себе целью писать для юного поколения. Своим читателем он видел думающего, внимательного взрослого человека. Однако отточенный стиль русского языка и «программный» характер произведений для русской литературы поставили многое из написанного Тургеневым, если уж не на детскую, то на старшую юношескую книжную «полку». Тем не менее памятная всем «Муму», например, или рассказы из «Записок охотника» доступны для понимания и юному читателю.