В некотором царстве, не в нашем государстве, жил-был себе мужичок да такой умный и ловкий, что разные истории о его проказах ходили о нём в окружности на много вёрст. Но не было забавнее штуки как та, которую он сыграл над самим чёртом; надул он его и в дураках его оставил.
Проработав целый день в поле, мужик стал собираться домой, а тут и смеркаться стало. Вдруг он видит, что посреди его поля лежит куча раскалённых угольев. Удивился мужичок и как подошёл поближе, то увидел, что на раскалённых угольях сидит чёрный-пречёрный чертёнок.
— Да ты никак сидишь на кладе? — спросил мужичок.
— Как есть угадал, — отвечал чертёнок, — и в этом кладе золота и серебра гораздо больше, чем сколько ты от роду видал.
— Но этот клад на моём поле, стало быть, мне принадлежит по закону, — опять сказал мужичок.
— Хорошо, — отвечал чертёнок, — пускай будет по-твоему, но с уговором, что в продолжение двух лет ты будешь делить пополам со мною всё, что уродится у тебя на поле. По правде сказать, денег-то уж у меня чересчур много, не перечтёшь; а вот хотелось бы мне иметь про запас плодов земных.
Мужичок согласился и предложил условие.
— Вот видишь ли, — говорит он, — уговор лучше денег; так чтобы не вышло у нас споров, условимся заранее: всё, что вырастет наверху земли, будет твоё, а что будет в земле — моё.
Чертёнок без спора согласился и на это; а хитрый мужичок возьми да и засей всё поле репой. Вот пришло время собирать жатву. Явился чёрт за своею долею и собрал только жёлтые увядшие листья, а мужичок выкапывает репу да только посмеивается себе в бороду.
— Ну, делать нечего, — говорит чертёнок, — счастье нынче на твоей стороне, зато на будущий раз я наверстаю. Вот же какой уговор теперь я предлагаю тебе на будущий год: всё, что будет в земле — моё, а что на земле — твоё.
— Изволь, — говорит мужичок, — пускай будет по-твоему.
Наступила пора сеять; мужик и посеял — только не репу, а всё пшеницу. Уродился хлеб, созрела жатва. Хитрый мужичок вышел в поле и скосил всю пшеницу. Явился и чертёнок в поле на работу, да только ничего ему не осталось, кроме соломы да корешков. Тогда он разбесился и провалился сквозь землю.
А мужичок, подбирая клад, доставшийся ему без труда, говорит себе вместо урока:
— Вот так завсегда следует надувать продувных мошенников.
Иллюстрации: 1871 г.