Море Сказок
  • Народные сказки
  • Авторские сказки
  • Рассказы
  • Басни
  • Стихи
  • Сказочные персонажи
Search
  • Море Сказок
  • Пермяк Е.А.
  • Железный характер

Железный характер

Категория: Пермяк Е.А.
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Однажды на встрече писателей и педагогов директор школы рассказал простую, но не очень обычную историю о двух мальчиках. Она взволновала тогда многих, и я хочу пересказать ее вам.

В нашей школе сидели на одной парте два мальчика. Первый ─ Володя Киселев. Он был белокур, сухощав, настойчив, решителен. Учился он на круглые пятерки. Второй ─ смуглый, черноволосый Ашот Матикян тоже был очень способным учеником, но его удивительная лень поражала всех. Тройка была редким событием для Матикяна.

Киселев пытался помочь товарищу, но тот сразу ощетинился: «Тоже мне, учитель нашелся!» ─ и Володя махнул рукой на лентяя. Нет так нет. Да и кому охота тянуть за уши Ашота, который руками и ногами отбивался от занятий да еще и насмехался.

Тому и другому исполнилось четырнадцать лет. Матикян не решался со своими двойками подать заявление в комсомол. Володя же Киселев однажды обратился к старшей вожатой Кате:

─ Мне уже четырнадцать лет и два месяца. У меня не было в этом году четверок. Отряд обещает хорошую характеристику.

─ Конечно, Володя, ты можешь стать комсомольцем, ─ согласилась старшая вожатая. ─ Только, понимаешь, пионерская работа у тебя серенькая какая-то… ни то ни се.

─ Серенькая? ─ переспросил Володя. Чем недовольна Катя? Ведь его пионерскими делами можно было бы исписать целую тетрадь. Не хуже, чем у всех. Конечно, Володе хотелось другого. Но ведь класс не фронт и даже не завод, где можно стать героем. И Володя сказал: ─ Конечно, серенькая моя работа. Геройских поступков у меня нет. Да их и быть не могло. Случись наводнение, я бы пришел в комсомол не таким.

─ Наводнение? Большое?

─ Не обязательно. ─ Володя умолк, а потом признался: ─ Мне так хочется кого-нибудь спасти. Я даже вижу сны такие, спасительные, что ли. Тонет человек. Вода холодная, а я бросаюсь, чуть не тону… А иногда мне снятся пожары. И я карабкаюсь по водосточной трубе. У меня обожжено лицо, а я все равно спасаю ребенка. Мне это надо, право же, не для хвастовства. Я каждый раз, когда спасу, не называю своей фамилии, а просто ухожу.

─ Я верю тебе, Володя, ─ успокоила Катя. ─ Ты решителен. Ты смел, настойчив и не кичлив. Это хорошие качества. Но ты близорук.

─ Я близорук? Да я раньше всех номер трамвая вижу.

─ Ты близорук не в этом смысле. Ты мечтаешь о подвигах на стороне. Не лучше ли их поискать… на своей парте. ─ Вожатая заглянула в голубые Володины глаза. ─ Спаси тонущего в реке лени Ашота Матикяна.

─ Вот так подвиг! Какой же тут героизм? И потом, это почти невозможно.

─ Невозможное сделать возможным и есть подвиг, ─ мягко возразила Катя.

─ Нет! Стать нянькой при Матикяне это не подвиг, а что-то другое, ─ вспыхнул Володя.

─ Значит, «чем-то другим» назови и спасение утопающего. Разве Ашот не тонет? Медленно, постепенно… Володя, разве ты не вывел бы на дорогу заблудившегося в лесу? Ведь ты вынес бы контуженного в бою Матикяна?

─ Так он же не болен, не ранен, не заблу… ─ слабо сопротивлялся Киселев.

─ Нет, он болен страшнейшей из человеческих болезней ─ ленью. Вырвать его из ее цепких лап я считаю подвигом. Только действовать тут надо, не щадя себя… Впрочем, я это так говорю… Не в связи с твоим вступлением в комсомол. Ты можешь подать заявление хоть завтра, и тебя примут. Так я думаю. Подавай заявление…

Катя ушла. Володя остался наедине со своими мыслями и своей совестью. Пылкому и решительному мальчику подсказанное старшей вожатой показалось куда значительнее того, что он рисовал в своем воображении…

Ашот Матикян тем временем от нечего делать рисовал не очень дружеский шарж на своего соседа. На одной странице тетрадки Ашот изобразил спящего Володю, а на другой героическое сновидение: Киселев выносил с поля боя на своих плечах два танка и один самолет.

─ Очень хорошо, что ты пришел, ─ оживился Ашот. ─ Приляг, пожалуйста, на парту. Будто ты спишь. Дорисую тебя с натуры.

─ Ашот! ─ борясь с обидой, начал Володя. ─ Ты гибнешь! Ты тонешь.

Ашот расхохотался и в ответ молниеносно нарисовал на лице Володи фиолетовые усы.

Вошел преподаватель.

─ Киселев, как это понять?

Володя, пытаясь стереть усы носовым платком, размазал их по лицу.

─ Разрешите выйти. Я должен умыться.

Он под общий хохот оставил класс.

В коридоре Киселев встретил директора. Директор школы тоже заинтересовался чернильными усами. Володя рассказал все, что известно нам, и попросил не наказывать Ашота.

─ Это испортит отношения между нами и помешает задуманному.

Директор согласился.

После уроков Ашот мчался в раздевалку. Его ждала снежная крепость. Володя догнал Ашота.

─ Ашот, что бы ты со мной ни делал, я не отстану от тебя. Ты должен, ты обязан и ты будешь учиться не хуже других…

Это рассмешило Ашота.

─ Я никогда не думал, что ты такой глупый. Не выводи меня из терпения. Беги-ка на свой каток, храбрый герой! Или лучше… Лучше приходи к нам во двор штурмовать мою снежную крепость.

─ Нет, Ашот. Ты очень много играл, а сегодня начнешь заниматься.

─ Отстань! ─ крикнул Ашот. ─ Не буди во мне зверя. Я страшен в гневе. ─ Матикян явно подражал какому-то неукротимому герою.

Володя, однако, не отставал. Он не повернул в свой переулок и шел по улице рядом с Ашотом дальше.

─ Ты куда?

─ К тебе, Ашот.

─ Зачем?

─ Объявить твоим родителям о намерении спасти тебя.

— Мои родители не приглашали тебя спасать их сына…

— Когда в доме пожар, разве пожарники ждут приглашения? Они входят, и все.

— Убирайся, ─ замахнулся тяжелым портфелем Ашот.

─ Не пугай. Теперь я не отступлюсь. Я и так виноват перед тобой, Ашот, не подумал о тебе раньше.

Ашот побагровел. Он не помнил себя, когда Володя спокойно вошел за ним в подъезд.

─ Последний раз прошу тебя, отстань, или… ─ не дождавшись ответа, Матикян размахнулся и ударил Володю по лицу портфелем.

Володя достал из кармана носовой платок, окрашенный фиолетовыми чернилами, и добавил ему новый цвет. Потом он вышел на улицу и стал прикладывать к носу чистый снег.

─ Вот они, каковы растут, ─ указал на Володю прохожий.

Приведя себя в порядок, Володя вернулся в подъезд и как ни в чем не бывало позвонил в квартиру Матикянов.

─ Ашотик! К тебе товарищ пришел. Здравствуй! Проходи! Раздевайся! ─ встретила Володю бабушка Ашота.

─ Я на минутку. Хотел только предупредить вас, что через два часа я приду помогать Ашоту учить уроки. Пусть он будет готов к моему приходу.

Ровно через два часа Володя появился в квартире Матикянов. На этот раз ему открыл дверь отец Ашота Сергей Арсентьевич.

─ Это очень мило с твоей стороны, Володя, но я думаю, правильнее пригласить репетитора. Не знаю, в кого он уродился таким лентяем.

Сергей Арсентьевич провел Володю в столовую. Там мальчики встретились снова. Ашот, блеснув глазами, незаметно показал Володе кулак и направился в переднюю.

─ Куда же ты? К тебе пришел товарищ!

─ Я его не звал, папа.

─ Но он же пришел помочь тебе.

─ Мне не нужна помощь. Разве я не имею права распоряжаться своим временем? Я сяду заниматься, когда захочу.

─ Ну что я могу сделать с ним? ─ развел руками Сергей Арсентьевич. ─ Он уже без пяти минут комсомолец.

─ Конечно, ─ поддержала бабушка сына и внука. ─ Ашотик сам для себя учится. Плохо учится ─ себе хуже делает. Лучше учится ─ себе лучше делает.

─ Нет, ─ решительно возразил Володя. ─ Ашот учится и для тех, кто его учит, кто дает ему возможность учиться.

─ Да, конечно, но не могу же я его силой сажать за стол, ─ оправдывался Сергей Арсентьевич.

Ашот же, косвенно поддержанный отцом и бабушкой, сделал еще несколько шагов к передней.

─ Ашот! Выслушай меня, прежде чем уйдешь. Я останусь здесь и буду стоять под часами… Или где мне позволят стоять. Даже у дверей. В передней. Я буду стоять до тех пор, пока в тебе не проснется совесть. Теперь иди.

Володя стал под часы.

Ашот сделал шаг. Остановился. Потом решительно вышел. Володя еле заметно улыбнулся тому, что, пусть на секунду, но поколебал Ашота.

─ Что ж ты, в самом деле будешь стоять под часами? ─ спросил Сергей Арсентьевич после ухода сына. ─ Сядь. Поговорим.

─ Извините, Сергей Арсентьевич, я буду стоять… И ему станет рано или поздно стыдно.

─ Но он же не знает, что ты действительно стоишь.

─ Нет, знает… Он уже несколько раз убеждался в моем характере.

─ Ну хоть выпей чашку чая…

─ Спасибо. Я не буду.

Сергей Арсентьевич снова развел руками.

─ Не понимаю… Ты странный человек.

─ Вы поступили бы так же, Сергей Арсентьевич.

─ Не думаю.

─ Сергей Арсентьевич, ведь вам приходилось выполнять партийный или военный долг? Я выполняю свой.

─ Но ведь ты, Киселев, не военный и не партийный…

─ Не знаю,─ уклончиво ответил Володя.

Два часа и десять минут стоял Володя Киселев под часами. Два часа и десять минут совесть не давала покоя Ашоту. Чернильные усы, удар портфелем не выходили у него из головы. Как ни старался Ашот отвлечься, то штурмуя, то обороняя снежную крепость, перед глазами стоял Володя и ждал. Выходя из дома, Ашот не предполагал, что Володина затея так на него подействует.

За эти два часа десять минут и в доме Матикянов произошли некоторые изменения. Володя стоял под часами как живой упрек, как напоминание отцу и маме Ашотика об их обязанностях. Все были убеждены, что Ашот вот-вот вернется. И он вернулся.

─ Ты все еще здесь?

─ Конечно, Ашот. Я по-прежнему жду, когда ты захочешь, чтоб я помог тебе.

─ А если я не захочу?

─ Я буду стоять.

─ А если я лягу спать?

─ Ты не сумеешь уснуть, Ашот…

Матикян заколебался, придумывая отговорку, а Володя, взяв его за руку, сказал:

─ Ну хватит нам удивлять других. Мы же не в театре. Пошли, ─ и повел за собой несопротивляющегося Ашота.

Сергей Арсентьевич, чувствуя себя неловко, отшучивался:

─ Убейте меня, не понимаю, в чем сила этого не очень упитанного мальчика?

Из комнаты доносился голос Володи. Он терпеливо объяснял теорему по геометрии.

На другой день повторилось то же самое. Киселев пришел и в воскресенье. Это было уже невмоготу Ашоту. Ведь он получил три тройки и одну четверку! Но Володя, взяв тогда в столовой Ашота за руку, будто не выпускал его руку из своей. Понимая, что силой не сломить волю Володи, Ашот прибегал к мольбам. Однажды он, совсем как в театре, стал на колени и умолял Киселева: «Избавь от воскресных занятий!» Володя почувствовал было себя тираном. Но спохватился, сообразив, что уступает новому очарованию Ашотовой лени. А лень действительно не оставляла Ашота. Она свистела за окном большой синицей, она блестела под столом коньками, высилась во дворе снежной крепостью.

─ Конечно, очень печально, что у нас нет времени для игр. Но скоро мы начнем нормальную жизнь. Мы будем кататься и воевать.

«Мы», ─ подумал Ашот и вдруг понял, что не для него одного свистела за окном синица…

В классе не узнавали Матикяна. Не узнавали и Володю. Когда вызывали Ашота, Киселев бледнел. Его волнение передавалось всем. Создавалось впечатление, что отвечал не Ашот Матикян, а весь класс.

─ Ну что тебе стоило подсказать? ─ как-то возмутился Ашот. ─ Ведь тройка!

─ А я другую задачу решал…

Вечером Володя объяснил:

─ Я взялся не подсказывать и не решать за тебя, а помогать.

Ашот делал все новые успехи. Учителя глазам не верили. Но происходила и вторая любопытная история. Володя настолько перевоплотился в Ашота, что не заметил, как обычные Володины пятерки стали четверками… А в классе заговорили: «Киселев отнял по единице от своих пятерок и прибавил их к тройкам Матикяна».

Ашот же Матикян считался уже хорошим учеником, и этому хорошему ученику не сразу пришло в голову, почему ухудшились отметки того, кому он обязан своими успехами.

Заслужившему похвалу учителей Ашоту, казалось, ничто не мешает стать комсомольцем.

История повторилась. Смущенный Ашот вернулся от старшей вожатой.

─ Слушай, Володя, оказывается, теперь я буду помогать тебе учить уроки.

─ Как? Каким образом?

─ Очень просто, Володя. Я помогу тебе тем, что ты не будешь больше помогать мне. Молчи, Володя. Не перебивай, ведь ты хочешь сказать, что я без тебя… Ну так ты узнаешь, какой у меня железный характер. В нашем доме висят часы. И под часами стоишь ты. Всегда стоишь. Не думай, что я только так говорю. Не ниже четверки! Руку?

─ Руку!

Володя больше не появлялся у Матикянов после уроков. Они встречались на катке, в цирке. Они бегали на лыжах и мастерили модель электрической станции. Володя ни разу не напомнил Ашоту об уроках. Когда же лень снова волшебным образом превращалась в веселых гостей, пришедших к отцу Ашота, или в духовое ружье, подаренное бабушкой, Сергей Арсентьевич тихо говорил:

─ Ашот Матикян! Тебе не кажется, что кто-то стоит под часами?

Ашот безудержно хохотал и принимался за уроки.

Недавно Ашот привел Володю к старшей вожатой и сказал:

─ Катя, я помог ему исправиться своим исправлением. Давайте анкеты.

903
  • Ежиха-форсиха
  • Замок без ключа

Еще произведения автора:

Изображение по умолчанию

Беглая малина

Изображение по умолчанию

Сказка-присказка про родной Урал

Изображение по умолчанию

Как солнышко электрическую лампочку зажгло

Будет интересно:

Колокольный омут

Андерсен Г.Х.
Колокольный омут (Сказка Андерсена), картинка
Бом-бом! — раздается звон из колокольного омута реки Оденсе. «Это что за река?» Ее знает…

Как на спине верблюда появился горб (Как верблюд получил свой горб)

Киплинг Д.Р.
Как на спине верблюда появился горб (Сказка Киплинга Р.Д.), картинка
Очень интересна вот эта наша вторая сказка; в ней рассказывается, как на спине у верблюда…

Запах неба и мохорочки

Драгунский В.Ю.
Изображение по умолчанию
Если подумать, так это просто какой-то ужас: я еще ни разу не летал на самолетах. Правда,…

Ястреб и голуби

Толстой Л.Н.
Изображение по умолчанию
Гонялся, гонялся ястреб за голубями, не мог ни одного поймать. Вот он и вздумал их…

Сказки и Рассказы:

  • Русские авторы
  • Аксаков С.Т.
  • Бажов П.П.
  • Бианки В.В.
  • Волков А.М.
  • Гоголь Н.В.
  • Драгунский В.Ю.
  • Жуковский В.А.
  • Катаев В.П.
  • Мамин-Сибиряк Д.Н.
  • Пермяк Е.А.
  • Толстой А.Н.
  • Толстой Л.Н.
  • Ушинский К.Д.
  • Все русские авторы
  • Зарубежные авторы:
  • Баум Л.Ф.
  • Киплинг Р.Д.
  • Шарль Перро
  • Оскар Уайльд
  • Все зарубежные авторы

Категории рассказов:

  • По возрасту:
  • для 5-6 лет
  • для 7-10 лет
  • для 11+ лет
  • Категории:
  • короткие
  • смешные

Категории сказок:

  • Сказки по категориям:
  • бытовые
  • волшебные
  • про зиму
  • на ночь
  • По персонажу:
  • про Бабу-ягу
  • про Деда Мороза
  • про Снегурочку
  • про волка
  • про ёжика
  • про животных
  • про зайцев
  • про кота
  • про лису
  • про медведя
  • про принцесс
  • про собаку
  • По возрасту:
  • для 0-3 лет
  • для 4-6 лет
  • для 7-10 лет
  • для 11+ лет
  • Сказки по категориям:
  • бытовые
  • волшебные
  • про зиму
  • на ночь
  • По персонажу:
  • про Бабу-ягу
  • про Деда Мороза
  • про Снегурочку
  • про волка
  • про ёжика
  • про животных
  • про зайцев
  • про кота
  • про лису
  • про медведя
  • про принцесс
  • про собаку

Литературное чтение

  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
Все тексты сказок и картинки взяты из открытых источников и представлены в ознакомительных целях, не для коммерческого использования! Все права принадлежат их законным правообладателям.
  • Биографии
  • Краткое содержание
  • Мультфильмы
  • Словарь
  • Правообладателям
  • Обратная связь

© 2025 Море Сказок

Go Top