Константин Дмитриевич Ушинский (19.02.1823 – 22.12.1870) – основоположник русской педагогики, который всю жизнь посвятил работе с детьми. Менее известен как автор детских рассказов и сказок.
«Педагогика не может называться наукой, это скорее искусство. Любая наука изучает существовавшее и существующее. А искусство стремится сделать то, чего еще нет. Педагогика стремится достичь идеала, сотворить совершенного человека»
Детство и юность
Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле 19 февраля 1823 года. Его отец был отставным офицером, который успел повоевать с французами в ходе Отечественной войны. Детство маленького Кости прошло в небольшом городке Новгород-Северский, куда отца отправили работать судьей. Там будущий педагог отучился основным наукам, окончив местную гимназию.
А вот уже после Ушинский перебрался в Москву, поступив на юридический факультет Московского университета. И возможно, именно с этой профессией была бы связана вся его жизнь, если бы не излишне прогрессивные взгляды. Он уже тогда решил, что существующие методы педагогики устарели, и нужны новые. А потому, когда его назначили профессором в Ярославский лицей, он удивил всех вокруг своей «нестандартностью». С учениками общался просто, помимо основной программы старался обучать их чему-то дополнительно, поражал и принижал коллег своей эрудированностью. И в результате, Ушинского просто выжили из лицея завистники, которые написали на него различные доносы и вынудили его уволиться.
Педагогическая деятельность
После увольнения Константин Ушинский несколько лет «скитался» по мелким чиновничьим должностям. И лишь в 1854 году (спустя 5 лет) один старый приятель помог ему устроиться преподавателем в Гатчинский Сиротский институт. Параллельно Ушинский начинает писать научные статьи, которые все так или иначе касались педагогики. Одна из лучших его работ того времени – публикация «О пользе педагогической литературы».
Молодого автора стали регулярно печатать в достаточно популярных журналах «Библиотека для чтения» и «Современник». И естественно его заметили в столице, пригласив на должность инспектора классов в Смольном институте благородных девиц. Другими словами, в его обязанности входило формирование учебной программы и продвижение новых идей.
Реформы
После того, как у Ушинского появилось право проводить образовательные реформы, он начал планомерно реализовывать многие свои идеи. В первую очередь, он демократизировал состав учащихся, убрал существовавшее ранее разделение на «благородных» (дворянок) и «неблагородных» (мещанок).
После этого, он в корне изменил программу обучения. Несмотря на сопротивление некоторых педагогов, главными предметами при Ушинском стали русский язык и литература. Также много внимания Константин Дмитриевич уделял естественным наукам. Это при нем на уроках химии стали проводить опыты, а не просто изучать голую теорию.
Плюс, появились отдельные классы, где велась подготовка будущих педагогов. А полный курс обучения увеличился сразу на два года – с 7 до 9 лет. Ушинский также ввел в практику педагогические советы и конференции, на которых учителя могли поделиться с коллегами опытом, а значит, и перенять какие-то наработки.
И наконец, именно Ушинскому мы обязаны тем, что в учебных заведениях появились каникулы. До этого учащихся просто не отпускали домой к родным, а при Константине Дмитриевиче у них появилось право проводить праздники в кругу семьи, если они того хотели.
Детская литература
Параллельно с управлением институтом Константин Ушинский написал несколько учебников и пособий. Так, в 1861 году вышла хрестоматия «Детский мир». Это был учебник по русскому языку для младших классов. Причем, помимо правил орфографии и прочего, в сборник вошли некоторые материалы и по естествознанию.
Также Ушинский взялся реформировать «Журнал министерства народного просвещения», который в обязательном порядке читали все педагоги. Правда, до Константина Дмитриевича издание не пользовалось популярностью и было малоинтересно. Он же полностью изменил верстку, сам писал статьи и редактировал материалы других авторов. И в результате был создан весьма полезный научно-педагогический журнал.
Правда, в своих идеях, которые выносились на страницы журнала, Ушинский нередко увлекался. И однажды это сыграло против него. За ряд достаточно скандальных материалов, его отстранили от управления Смольным институтом и отправили на стажировку в Европу, что сам педагог расценил как ссылку.
Правда, и эта поездка принесла свои плоды. Изучив опыт европейских коллег, Ушинский вернулся и издал еще целый ряд учебников. Среди них особенно стоит выделить книгу для классного чтения «Родное слово» - это был первый в России общедоступный учебник, и двухтомник «Человек как предмет воспитания».
Сказки и рассказы
Константин Ушинский писал не только научные статьи, но и художественные произведения для детей – рассказы и сказки. Многие из них рассчитаны на малышей, которые только начинают учиться читать. Они совсем небольшие, но весьма поучительные.
И главное, почти во всех произведениях Ушинского главными героями становятся животные. Этим он очень похож на баснописца Крылова или писателя Салтыкова-Щедрина.
Вот пример короткого рассказа под названием «Не ладно скроен, да крепко сшит»
Беленький зайчик сказал ежу: «Какое у тебя некрасивое и колючее платье!». А еж ему и отвечает: «Правду говоришь, но зато мои колючки защищают меня от зубов волка. А твоя хорошенькая шкурка также хорошо тебе служит?» И тут заяц замолчал и только глубоко вздохнул в ответ.
Справедливости ради, сказки и рассказы Константина Ушинского не такие популярные, как у упомянутых Крылова и Салтыкова-Щедрина. Но некоторые педагоги до сих пор используют их для воспитания подрастающего поколения. Правда, больше в качестве дополнительных материалов. В школах эти произведения не проходят.
Популярные сказки: