Джоэль Харрис был известным журналистом, исследователем афроамериканского фольклора. Особенную популярность писатель получил благодаря сказкам, стилизованным под негритянский фольклор. В 2000 году писатель был посмертно удостоен звания члена хартии писателей Джорджии.
Детство
Джоэль Чандлер Харрис появился на свет 9 декабря 1848 года в США в городе Итонтон (штат Джоржия). Литературному гению пришлось расти без отца: тот бросил их с матерью сразу, как только он родился. О малыше и его маме Мэри позаботился ее доктор, Эндрю Рейд, взяв над женщиной с ребенком шефство. Он разместил Мэри Харрис вместе с сыном в небольшом флигеле, неподалеку от собственного дома, дал женщине работу закройщицы и помощницы садовника.
Прошло немного времени, и Джоэль подрос, а в 1856 году опекун семьи определил его в Академию «Kate Davidson». Поучившись там некоторое время, Джоэль, с помощью того же Эндрю Рейда, поступил в мужское учебное заведение – Академию Итонтон. Подросток стыдился своего статуса незаконнорожденного, ему приходилось туго в общении со сверстниками. Приходилось учиться тому, чтобы суметь постоять за себя. Джоэль был не из робкого десятка, поэтому остался в памяти многих шустрым мальчуганом.
Юность
В возрасте шестнадцати лет Джоэль трудился курьером у Джозефа Эдисона Тёрнера – хозяина большой плантации. В качестве оплаты юноша получал кров, еду и одежду. Также плантатор разрешал Джоэлю читать книги из собственной библиотеки, давал ему уроки журналистики.
Спустя немного времени, Джозеф Эдисон взял юного помощника в редакцию газеты «The Countryman», где он в течение четырех лет (1862–1866) набирался журналистского опыта. Джоэль написал 30 стихотворений, несколько кратких рецензий, информационных статей, заметок о жизни в селе, что послужило неплохим опытом для начинающего литератора.
В поместье своего работодателя Джоэль Харрис свободно общался с рабами, записывал африканские песни, сказки, истории о животных. Трое повествователей (дедушка Харберт, дядя Джордж Террел, тётя Крисси) были впоследствии запечатлены в книге «Сказки дядюшки Римуса».
Молодость, расцвет творчества
В 1866 году Джоэль ушел от Джозефа Тернера, получив место корректора в «Mейкон Телеграф». Проработав там сколько-то времени, мужчина удостаивается места редактора в «Монро Рекламодатель». Он описывает жизнь на селе в Джорджии, ее обитателей, пишет литературные обзоры. Издатели оценили яркую, оригинальную подачу текстов, а спустя совсем немного времени Харрис стал публиковаться по всему штату.
В 1873 году Джоэль обвенчался с Эстер Ла-Роуз и стал отцом двух очаровательных малюток. Через три года чета отбыла в Атланту. Глава семейства продолжал заниматься журналистикой и вскоре стал одним из лучших журналистов, описывающих юг в своем становлении. Харрис работал в издании «Атланта Конститушн» заместителем редактора, он создал несколько сотен рассказов и очерков. Очень скоро слава Харриса прогремела на всю страну.
«Сказочный период» в творчестве
Помимо периодики, Джоэль увлекался написанием рассказов и сказок, стилизованных под фольклор чернокожих. В 70-е годы американцы стали интересоваться народной литературой афроамериканцев, и Джоэль стал одним из тех, кто представил фольклорное разнообразие чернокожих в литературе американцев. В 1879 году летом была опубликована «История Братца Кролика и Братца Лиса, рассказанная дядюшкой Римусом» – оригинальная переработка негритянского фольклора.
Это были старинные сказки, записанные из уст рабов, включающие песни и прибаутки. Очень скоро такой вариант понравился публике. Сказки начали издаваться по всей Америке: менее, чем за полгода было продано более 10 тысяч экземпляров.
Зрелые годы
Помимо сказок, писатель выпустил в свет книжки с текстами для детей: «Уолли Вандерум и его машина сказок», «Мистер Кролик дома», «Аарон в диком лесу» и другие. В послевоенное время Джоэль Харрис пишет тексты, посвященные проблеме межклассового неравенства: «Свободный Джо и другие очерки Джорджии» , сборник «Минго и другие рассказы о черных и белых».
В 1888 году писатель удостоился звания «Почетный участник Американского фольклорного Общества». Главная особенность писателя заключалась в том, что он искусно реконструировал диалектную речь, что было по достоинству оценено официальными представителями исследователей фольклора. Долгий и плодотворный труд в качестве редактора и журналиста к 1900 году был приостановлен: Джоэлю Харрису пришлось покинуть должность из-за негативных отзывов в адрес его статей, посвященных борьбе за права афроамериканцев. Автор порицал самосуд, требовал уравнять в правах афроамериканцев. Некоторые тезисы Харриса были озвучены в поздравительной речи Б. Т. Вашингтона во славу президента А. Линкольна.
Итоги жизни и смерть
Таким образом, Джоэль Харрис посвятил целиком себя литературному труду, в течение жизни издал около 40 книг. Также были созданы 5 сборников сказок, стилизованных под негритянский фольклор. Наиболее популярным считается сборник «Новые истории старинной плантации». Творчество Джоэля Харриса послужило примером для многих писателей: например, многие его герои сказок получили вторую жизнь в лице персонажей А. Милна, Р. Киплинга, Т. Моррисона. Джоэль Харрис покинул мир 3 июля 1908 года в США (штат Атланта).
В 1913 году особняк Харриса был восстановлен и получил титул «Музей дяди Расмуса». Второй дом-музей открыли в Итонтоне: там поместили личное имущество Харриса. Здание музея представляет собой жилище рабов – две тесные хижины второй половины девятнадцатого века.