Чарушин Евгений Иванович (1901-1965)
Писателя иногда называют художником слова. Евгения Ивановича же впору именовать «писателем живописи». Его тексты и книжки даже при всём желании сложно считать литературными шедеврами, но они помогли научиться читать и полюбить чтение миллионам советских мальчишек и девчонок. Думается, и современным детям они в этом могут оказаться большими помощницами.
Сказки с карандашом в руках
Женя родился в Вятке (ныне – Киров) в семье главного вятского губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. Поэтому Чарушины не бедствовали, в доме был определённый достаток, а у Жени – счастливое детство, охраняли которое любящие папа и мама. В такой атмосфере заботы и любви ребёнок рос исключительно талантливым. С самого раннего возраста он любил рисовать всё, что его окружает. В первую очередь домашних животных, к которым также проникся любовью.
Ещё одним из любимых занятий Жени были слушания сказок с листом бумаги и карандашом в руках. Он тут же рисовал то, что слышал.
Позже он полюбил походы в лес с лесниками, охотниками и собирателями ягод и грибов, а также книги о животных. Таких, например, авторов как Сетон-Томпсон. Однако главным подарком в детстве сам Евгений Иванович уже в зрелом возрасте назвал знаменитую монографию немецкого зоолога Альфреда Брема «Жизнь животных». Все её семь томов подарил сыну, зная его интерес к животным, сам Иван Аполлонович. Для любящего братьев наших меньших и рисование юноши богато иллюстрированная «Жизнь животных» стала настольной книгой.
Сохранённая мечта
Однако всякая идиллия когда-нибудь заканчивается. На Вятку пришла гражданская война и выпускника Вятского коммерческого училища, а так же уже неплохого художника-самоучку призвали в Красную армию. Правда, непосредственно с винтовкой Чарушин бегал недолго. Художественный талант парня красные командиры быстро заметили и направили в культпросвет Политотдела штаба Восточного фронта, где он долгое время был помощником главного декоратора: рисовал плакаты, транспаранты, прочие агитки, занимался оформлением печатной продукции и мероприятий.
Гражданская война детское желание стать профессиональным художником из головы Евгения Чарушина не выбила. В 21 год он с рекомендациями от армейского руководства отправился в Петроград поступать в Академию художеств и поступил на живописный факультет.
От новаторства до стандарта
В 1927 году Чарушин окончил Академию и сразу направился со своим портфолио в детский отдел Госиздата, где в те времена шла работа над созданием первых советских детских книг. Художественный редактор Владимир Лебедев принял молодого художника на работу и поручил рисовать то, что он умел и хотел рисовать с детства – животных.
Надо сказать, что Академия не сломала само сформировавшийся стиль Чарушина, но дала ему дополнительные знания и навыки, а непосредственный начальник Лебедев направил всё это в нужное русло.
Уже в 1928 году вышла первая книжка с иллюстрациями Чарушина. Это был «Марзук» писателя-натуралиста Виталия Бианки, чьи произведения он затем неоднократно оформлял, превратившись чуть ли не в личного художника Виталия Валентиновича. Таким образом, Евгений стал фактически соавтором. Таким же соавтором он стал позже и для Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Дмитрия Мамина-Сибиряка, Михаила Пришвина и других детских писателей, особенно тех, чьими героями были животные.
Со временем самобытные работы Чарушина стали неким стандартом в советской книжной графике. Причём не только для детской литературы. Так Евгений стал Евгением Ивановичем.
Сам себе писатель
В 1930 году Чарушин попробовал писать сам и... в итоге выпустил 37 (!) книг. Формально это, конечно, книги, но фактически – это книжки на несколько десятков страниц с большими красочными иллюстрациями и текстами к ним. Выходили они в сериях с такими названиями как «Для маленьких», «Читаем сами» и «Мои первые книжки» и, естественно, предназначались для совсем маленьких читателей, того возраста, когда разглядывание картинок не менее важное занятие, чем чтение.
Рассказы Чарушина исключительно о животных, об их жизни, забавных и поучительных случаях с ними связанными. Тексты не обладают литературными изысками. Язык их простой, понятный ребёнку. Главная задача, по словам самого автора, была в том, что бы малыши с помощью иллюстраций учились формировать образ, которые создаётся в тексте. Ну и, конечно, поняли, книги – это здорово, что из них можно получать знания, что это полезно и интересно.
Много сделал художник-писатель и для популярного детского журнала «Чиж», где так же был и автором, и иллюстратором.
Зверушки навсегда
Ими Чарушин прозанимался практически всю жизнь. Хотя работал он и со скульптурой и с мелкой пластикой (фарфоровые фигурки), но и тут тоже тяготел к анималистке.
Впрочем, в годы Великой Отечественной Евгений Иванович отложил зверушек в сторонку и, находясь в эвакуации в родном Кирове, рисовал агитационные плакаты, картины на военную тему, оформлял театральные спектакли, расписывал стены общественных заведений...
Поэтому медаль «За доблестный труд в годы ВОВ» он заслужил в полной мере, так же как и звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Художники в четвёртом поколении
Судьба не дала Чарушину долгой жизни – всего 63 года, но, похоже, она была счастливой. С женой Натальей Зоновой он жил душа в душу. Его сын Никита стал художником, внучка Наталья Капустина и вовсе буквально продолжила дело деда, иллюстрирую книги Виталия Бианки, Николая Сладкова и Сельмы Лагерлёф. Дипломированной художницей стала и правнучка – Евгения Чарушина-Капустина.
Так что Евгений Иванович оставил после себя не только нарисованных зверушек.