Этому необычному человеку удалось реализовать обе своих страсти – литературу и небо. Он стал и известным писателем и далеко не последним лётчиком. Пытаясь совместить и то, и другое, Сент-Экзюпери написал не так уж много книг, и не все они стали жемчужинами, но поистине сокровищем мировой литературы явилась знаменитая философская сказка «Маленький принц».
Рождённый летать и писать
Тонио – так звали будущего автора «Маленького принца» - в детстве, родился (29 июня 1900 года) в дворянской семье. Его родители пытались жить в родном Лионе жизнью обычных людей. Например, отец Мартин-Луи Жан был страховым агентом. Антуан был третьим среди его пятерых детей. У него было две старшие сестры, а также младшие – сестра и брат.
В семье царили лад и согласие до тех пор, пока от инсульта, не умер глава семейства. Тогда Тонио больше времени проводил в замках у виконтессы-бабушки или других родственников. Главным воспитателем в детстве Антуана была мать Мари. Ведь своего отца будущий великий писатель толком и не помнил: Мартин-Луи ушёл из жизни, когда его среднему сыну было всего четыре года.
Именно мать привила Тонио любовь к чтению, рассказыванию и слушанию сказок и историй, а вот откуда он набрался тяги к технике, желанию конструировать и ремонтировать механизмы неизвестно. То, что он влюбился в самолёты – не уникальность. Авиация тогда была на подъёме, и любой лётчик считался героем, а сами летающие машины – чуть ли не величайшим достижением технической мысли человеческой цивилизации.
Неудивительно, что 12-летний Антуан однажды напросился в кабину к пилоту Габриэлю Вроблевски, который не отказал мальчику и свозил его в небо.
Армия сделала выбор
В связи с переездами Тонио учился во многих школах и лицеях и не очень-то себя проявил в учёбе.
В 14 лет Антуан пережил глубокую трагедию, когда его младший брат (младше на 4 года) Франсуа умер от ревмокардита.
Попытка 18-летнего де Сент-Экзюпери поступить в престижную Морскую академию, чтобы стать морским лётчиком, провалилась и парень подвис от разочарования и растерянности. Пошёл слушателем на отделение архитектуры в парижскую Высшую школу изящных искусств.
В 1921 году Антуан наконец дождался призыва. Отказавшись от студенческой отсрочки, он рванул в армию. Она могла дать шанс подняться в небо.
Небо за пазухой
Так и вышло. Антуан сначала был механиком при полку истребительной авиации в Страсбурге, но потом появилась возможность сесть в самолёт, так как обучали этому не только на специальных курсах, но и непосредственно в армии.
Он служил в Марокко уже как лётчик. Затем были школы военных пилотов в Истре и Аворе, и звание младшего лейтенанта, а потом… Потом были первая авария и черепно-мозговая травма, по которой в 1923 году Сент-Экзюпери комиссовали из армии.
Время восстановления здоровья он посвятил тому, что начал писать, больше для себя, но небо тянуло.
В 1926 году он стал пилотом «Аэропосталя» - авиакомпании занимавшейся доставкой почты в северо-западной Африке. Сент-Экзюпери летал в Касабланку и Дакар. Какое-то время он был начальником маленького аэродрома Кап-Джуби на краю пустыни Сахары. На плечи пилота легли не только лётные задачи, но и проблемы обеспечения безопасности промежуточной взлетно-посадочной полосы среди враждебного к французам местного населения. И всё равно он летал и даже помогал искать лётчиков упавших самолётов.
В 1929 году Сент-Экзюпери поступил на курсы военных лётчиков в Бресте. Примерно тогда же вышел первый его роман «Южный почтовый», рассказывающий фактически об его собственной жизни в роли почтового пилота. Некоторое время Антуан пробыл в Южной Америке, где был техническим директором филиала «Аэропосталя».
В 1930 году вышла вторая книга Сент-Экзюпери «Ночной полёт». Она тоже представляла собой своеобразный производственный роман о реалиях жизни почтовых пилотов в Южной Америке.
Журналист
Возвращение во Францию лётчик-писатель ознаменовал приобщением к журналистике. Он сотрудничал с несколькими парижскими газетами и журналами. Больше всего с газетой «Пари Суар», в качестве корреспондента которой побывал в СССР и написал немало положительных материалов о Стране Советов. В 1936 году Сент-Экзюпери был военным корреспондентом в охваченной гражданской войной Испании.
Но и небо он не оставлял. В 1935 году Антуан предпринял попытку рекордного авиаперелёта Париж – Сайгон. Однако улетел недалеко. Его самолёт упал в Ливийской пустыне, где Антуан едва не погиб это жажды. В 1938 году Сент-Экзюпери потерпел аварию в Гватемале во время попытки осуществления трансамериканского перелёта.
Следом вышла книга «Планета людей», в которой писатель делился фактически собственным опытом путешествий по миру на самолетё.
Война и «Маленький принц»
После нападения Германии на Францию Сент-Экзюпери явился на призывной пункт добровольцем. По состоянию здоровья он не мог быть боевым лётчиком, но настоял на том, чтобы заниматься аэроразведкой. За это он получил французский «Военный крест».
После капитуляции Франции писатель, летчик и журналист жил в неоккупированной части страны. В 1941 году уехал в Нью-Йорк, где занялся литературной деятельностью. Здесь вышли его посвящённые войне книги «Военный лётчик» и «Письмо заложнику». Работал на издательство «Рэйнал энд Хичкок», с которым заключил контракт на написание философской сказки. С этой задачей быстро справился. Он хотел, чтобы «Маленький принц» был подарком миру к Рождеству 1942 года. Однако технические проблемы (в том числе перевод на английский язык) задержали выход до января 1943 года. Во Франции «Маленький принц» был впервые напечатан уже после смерти автора и после войны.
Исчезновение
Наверное, писать сказки можно было и в спокойной Америке, но небо не отпускало. Да и часть французов-патриотов не собиралась мириться с тем, что Германия обезглавила их страну. Сент-Экзюпери вступил в состав «Свободной Франции» в качестве военного пилота. Выполнять военные операции он, конечно же не мог, но снова занялся разведкой.
В свой последний полёт писатель-лётчик отправился 31 июля 1944 года, взлетев на американском «Лайтниге» с базы на Корсике. Назад он уже не вернулся, исчезнув над Средиземным морем.
Только в 1998 году следы самолёта и пилота обнаружились. Один рыбак из Марселя нашёл в своих сетях браслет, который принадлежал Сент-Экзюпери. В 2000 году французские дайверы в том же районе углядели разбросанные на большой площади обломки самолёта, которые позже были идентифицированы как машина писателя. Останков самого пилота не было найдено.
Однако обстоятельства гибели Сент-Экзюпери по-прежнему неизвестны. Боестолкновений 31 июля 1944 года зафиксировано не было. Поэтому отчего упала машина непонятно.
Однако в марте 2008 года бывший немецкий летчик Хорст Риппер заявил, что, скорее всего, именно он сбил самолёт писателя. Впрочем, в его версии много не стыковок и в рассказ пилота «Люфтваффе» мало кто верит, подозревая его в желании примазаться к великой истории.
В общем, Антуан де Сент-Экзюпери исчез, но оставил нам с вами Маленького принца.